Федерация Автовладельцев России

Мы за равенство и безопасность на дорогах

Политику ФАР делает команда…

12. мая 2014 | Категория: Материалы ФАР, Тема дня

В частых упоминаниях СМИ о Федерации автовладельцев России обращает внимание одно общее: ее позиция, часто жесткая к властям, строится на результатах собственных акций, экспертиз, квалифицированном анализе. Незадолго до годовщины образования организации, 19 мая, Сергей Канаев, глава ФАР, говорил о сделанном за последние несколько лет: » Политику ФАР  делает команда, а помогает сообщество соратников.»

P1060273

— Сергей, из множества результатов какой Вы назвали бы самым ценным?

— Пожалуй, отмену пресловутого «ноля промилле». Мы не приписываем победу только себе, ведь против «ноля» протестовал не только ФАР. Но вспомним события.

Сверхстрогий закон принимали, вроде, против истинных «преступников за рулем», однако, «под статью» могли попасть поголовно все водители. Тогдашний президент Медведева, инициатор «сухого закона», когда ему об этом все говорили, отбился оскорбительным аргументом: наши люди — выпивохи без тормозов, а потому надо «пожар предупредить». Авторитетнейшие наркологи выложили ему  данные исследований и свои, и зарубежных коллег с мировым именем: абсолютного нуля алкоголя в человеческом организме не бывает! Власти не сочли нужным ответить хотя бы что-то… И вот когда казалось, что эту стену не пробить, ФАР заявила: но и алкотестеры ошибаются — сами производители указывают, что приборы дают погрешности. Советники президента и Госдума тогда уже понимали, что нагородили, и надо выходить из неприглядной ситуации. Они ухватились за идею, и именно на ее основе «ноль» отменили…

— Да, но он просуществовал два года. Часто приходится ждать результат так долго?

— Почему-то у властей принято мнением общественной организации или пренебрегать, или, как минимум, реагировать на него с опозданием. Ни один результат не дался «с первого захода» — приходится проявлять настойчивость и терпение. Вспомните кампанию против беспредела служебных авто для VIP-персон, оборудованных спецсигналами. Началась она с пикета ФАР «Мигалки – позор России» (за который на нас, кстати говоря, наложили административный штраф). В поле зрения ФАР попали и «мигалки»-нарушители власть придержащих в регионах. И все-таки результат наступил: нарушителей выявляли и наказывали, обнаружилось множество незаконно установленных спецсигналов, был изменен порядок перекрытия примыкающих автодорог перед проездом «мигалок» — и теперь рядовые автомобилисты в разы меньше теряют времени в ожидании, когда проезжают кортежи.

И еще результат, которым дорожим. По нашему примеру с мигалками и «бурчалками» принялись воевать  автомобилисты в регионах.  Президент страны также отреагировал на развернувшееся по стране движение. По его настоянию с большинства VIP-автомобилей сняли спецсигналы, оставили их только на транспорте оперативных служб и особо охраняемых  лиц. Можно бы гордится, однако ФАР считает, что перечень «привилегированных» машин нужно еще сократить. Так что эту работу не считаем завершенной.

— Резонансными стали акции ФАР против «ловушек», которые устраивали дорожные полицейские. Насколько сейчас водители могут чувствовать себя защищенными от них?

— «Ловушки» — самое гнусное, с чем сталкиваются автомобилисты. Мало того, что угодившие в них расплачиваются лишением прав, приличными штрафами, но ведь часто — деньгами в карманы инспекторов-вымогателей. Собственно, для того «ловушки» и подстраивают. Борьба с ними, похоже, перманентная, хотя ФАРовцы истребили их  немало: в одной Москве из ста обнаруженных— примерно восемьдесят. Приходилось привлекать экспертов и с их помощью доказывать, что «ловушка» таковой является, что здесь, действительно, орудуют дорожные полицейские, понадобилось привлекать юристов и выступать в судах (где верят гаишникам, а в водителях априори видят изворотливых нарушителей). Не легче «пробивать» чиновников, от которых зависит изменение схемы движения, чтобы участок дороги перестал быть коварным…

И опять-таки, по примеру столичных активистов ФАР ту же работу подхватили единомышленники в регионах. Им сложнее, чем московским: здесь давление властей на общественников, как правило, сильнее и более жесткое. Тем выше оценка деятельности наших коллег.

Кстати о судах. Около трех лет назад ФАР впервые предложил при рассмотрении дел по «водительским» статьям КоАП начать использовать в качестве доказательств виновности или невиновности автомобилистов съемку видеорегистраторов. Свойство этих приборов восстанавливать события на дороге, как оказалось, самое ценное. Многие правозащитники отметили то же… И вот теперь Госдума рассматривает законопроект о приобщения к материалам судебных дел съемки видеорегистраторов. Надо ожидать, это предложение обретет статус федерального закона.

— Причина огромного количества ДТП — отвратительные дороги… Или это вне зоны внимания ФАР, поскольку для контроля за качеством дорог уполномочены следить  специализированные госслужбы?

— Все, что так или иначе влияет на безопасность автовладельцев, нас касается. Мы не вправе контролировать подразделения Минтранса РФ и Росавтодора, но не проходим мимо, если видим, что дорогу укладывают или ремонтируют лишь бы как. Скажем, летом 2011 г. простые водители из Коми прислали нам фотографии: на Тиманском мосту Воркуты рабочие укладывали асфальт прямо в лужи. Мы вмешались — и безобразие прекратили. По иску представительства ФАР в Татарстане суд обязал власти Казани отремонтировать улицу Аделя Кутуя.

— Хотите сказать,  что во всех случаях виновники нарушений признают ошибки, становятся сговорчивыми и покладистыми?

— Иной раз результат дается не бескровно, в  том числе, в прямом смысле. В эпизоде, когда в «подушку» полотна забрасывали сор, бракоделы напали на нашего представителя и избили. Судмедэкспертиза зафиксировала ушибы и сотрясение мозга. Это второй случай, когда на нашего активиста  посягали. Но он не отказался выполнять свое дело.

И его соратники испытывали если не нападения, то нападки, причем, не каких-то рабочих из глуши, а представителей власти. Посетителям нашего сайта (и не только нашего) известны фильмы-отчеты о рейдах «ФАРпоста — Гражданского патруля» (это одно из направлений нашей деятельности). В их видеоотчеты о рейдах попадали вопиющие факты. Скажем, как автоинспекторы «слепы» к нарушителям правил движения и парковки, потому что машины закреплены за высокопоставленными персонами Совета Федерации, Генеральной прокуратуры, Управления обеспечения безопасности дорожного движения. Наши парни показали как, захватив территорию улиц, незаконно обустроили охраняемые парковки организации власти — от префектур столицы до правительства РФ… Надо заметить, после интернет-показов этих эпизодов Генпрокуратура перенесла свою парковку в другое место, администрация Дома правительства оформила аренду на занятые площади, префектуры демонтировали шлагбаумы. Так-то оно так, однако по странному стечению обстоятельств, у двоих самых эффективных борцов с «ловушками» в разгар процесса угнали автомобили…

Однако, никто не отступил. Больше того, присоединялись регионы. В Красноярске  местные активисты обнаружили 10 стоянок (вместимостью более 300 автомобилей!) с табличками, надписи на которых разрешают парковку только машинам сотрудников определенных учреждений. Хотя подобные указатели в ПДД не существуют.

— Вы постоянно упоминаете активистов ФАР в регионах. Они есть везде?

— Там, где себя заявили дееспособными и где назрела ситуация, чтобы действовать. По стране 17 наших представительств — в Екатеринбурге, Ярославле, Башкортостане и Татарстане, Новосибирске, Иваново, Владивостоке, Воркуте, Санкт-Петербурге… Недавно в ответ на поступившие предложения решено открыть представительства в Крыму, а  это, тоже результат.

«В свете ФАР»

При любом цитировании, указание источника обязательно.