Федерация Автовладельцев России

Мы за равенство и безопасность на дорогах

Кому помогает страховой омбудсмен?

14. июня 2019 | Категория: Автоновости, ФАР в СМИ

С 1 июня у российских водителей появился особый защитник – финансовый уполномоченный, который будет разбираться в спорах по ОСАГО. Обращение в эту новую инстанцию является обязательным до подачи иска на страховую в суд. С официальной точки зрения, это упростит разрешение споров между автовладельцами и страховщиками. Однако независимые эксперты опасаются обратного. В нововведении разбирался «ФедералПресс».

Для чего придуман омбудсмен по ОСАГО?

Идея назначения посредника между гражданами и страховыми компаниями принадлежит Центробанку. Должность финансового уполномоченного была введена еще летом прошлого года. Сам омбудсмен и его аппарат находятся в Москве. Причем у главного омбудсмена есть помощники по разным направлениям – в случае с автострахованием это Виктор Климов. Региональных представителей у него пока нет.

Ранее, если страховая отказывала автомобилисту в выплате, он сразу же шел в суд. С 1 июня этого года он должен будет сначала обратиться к уполномоченному. Омбудсмен имеет право штрафовать компании за нарушения. Решения уполномоченного являются обязательными для страховщиков.

Воспользоваться новым порядком может любой гражданин, имеющий претензию к страховой по ОСАГО, каско или ДСАГО. С момента возникновения оснований для жалобы должно пройти не больше трех лет. Уполномоченный не будет принимать дела, уже рассмотренные судом. Вообще сумма претензий для жалобы омбудсмену не должна превышать 500 тысяч рублей, однако для ОСАГО такое ограничение снято.

Для самих автомобилистов услуги омбудсмена являются бесплатными. Если спором занимаются юристы, то они должны будут заплатить 15 тысяч.

С 28 ноября этого года похожий механизм начнет действовать в отношении других видов страхования, за исключением ОМС.

Как это работает?

Если автомобилист не согласен с выплатой, он сначала должен написать претензию в страховую компанию. Если со дня нарушения прошло не больше 180 дней, заявление составлено по форме и направлено в электронном виде, страховщик обязан дать мотивированный ответ в течение 15 рабочих дней. Если претензия представлена позже срока или в другом виде, то страховщику разрешено отвечать 30 дней.

Если ответ страховой вас не устроил, вы можете обратиться к финансовому уполномоченному. Сделать это можно двумя способами – либо завести личный кабинет на официальном сайте finombudsman.ru и воспользоваться формой подачи заявления, либо отправить документы по почте (119017, Москва, Старомонетный переулок, д. 3, АНО «СОДФУ»).

Омбудсмен должен предоставить ответ заявителю в течение 15 дней. В случае, если по ситуации понадобится экспертиза, ему разрешена отсрочка на период не больше 10 дней. Вынесенное решение уполномоченный должен в течение суток довести до заявителя и до страховой компании. Решение омбудсмена вступает в силу в течение 10 дней. В этот период страховая или заявитель могут обжаловать его в суде.

Страховая компания должна исполнить вступившее в силу предписание в срок, указанный в решении (максимум до 30 дней). Если решение не исполнено, автомобилист может обратиться к уполномоченному за удостоверением, которое является исполнительным документом и служит основанием для взыскания долгов с помощью приставов.

Омбудсмен сможет штрафовать страховщиков. Если компания отказалась выполнять требования потребителя и оказалась не права, ей придется заплатить 45 тысяч. Если дело решилось миром после вмешательства уполномоченного – 30 тысяч.

Если решение посредника вас не устроило, вы можете обратиться в суд, при этом также нужно соблюдать сроки, установленные законом.

Зачем это нужно?

В ЦБ отмечают, что введение посредника упростит процедуру разрешения споров между потребителями и страховщиками. «Так как проигрыш страховой компании в споре с омбудсменом будет означать штраф в размере 45 тысяч рублей, страховая компания будет заинтересована в том, чтобы урегулировать отношения с потребителем, не дожидаясь, пока потребитель обратится к финансовому омбудсмену. Поэтому 99 % всех разногласий будет решаться еще до обращения гражданина к омбудсмену», – полагает первый зампред ЦБ Сергей Швецов.

Страховщики комментируют тему осторожно, в основном говоря, что вынуждены соблюдать законодательство и взаимодействовать с уполномоченным. Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс высказывал оптимистическое мнение: «Мы уверены, что институт финансового уполномоченного позволит резко сократить количество судебных споров по ОСАГО. Уже сейчас, благодаря натуральному возмещению, их число снизилось почти в два раза – с почти 400 тысяч штук в 2017 году до примерно 200 тысяч в 2018-м».

Конечно, страховщики пекутся вовсе не о загруженности судей, а о собственных деньгах. Дело в том, что в судах с них, помимо выплат, взыскивают еще множество различных платежей: штрафы, пени, неустойки, компенсации морального вреда и прочее. По данным РСА, в 2018 году судебные расходы страховщиков составили 18,6 млрд рублей, что на 23 % больше, чем, собственно, суммы страховых выплат по судам. В организации не раз заявляли, что эти деньги в большей своей части оседают в карманах недобросовестных автоюристов, которые для таких заработков идут на всевозможные ухищрения. Новый порядок усложняет работу таких юристов.

Критика

Нововведение воспринимают с энтузиазмом далеко не все. Некоторые юристы считают, что новый институт только удлинит схему отстаивания прав автовладельцев, увеличит время и денежные затраты и отобьет у многих желание добиваться справедливости. Именно за счет этого и произойдет снижение количества судебных процессов, полагают они.

«Создание такого института само по себе ни о чем не говорит. Разговоры об этом уполномоченном ведутся уже четыре года. Предпосылка у этого может быть только одна: страховые компании не решают проблем автовладельцев. Должен быть институт третейского судьи, который помогал бы разбирать эти вопросы. Я думаю, что эта новая структура будет все-таки нацелена на лобби страховых компаний. Они с помощью этого института смогут продвигать выгодные для них инициативы, в том числе связанные, как они любят говорить, с мошенничеством автоюристов», – высказал «ФедералПресс» мнение руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

На то, что фигура уполномоченного выгодна страховщикам, указывает в своем блоге и автоэксперт Александр Холодов. Посредник не сможет начислять компенсацию морального вреда или неустойки, что избавит страховщиков от судебных расходов. По его словам, после вынесения решения омбудсменом автомобилисту придется поторопиться – взыскать деньги со страховщика с помощью удостоверения можно будет в течение трех месяцев. А подать в суд можно не позже чем через 30 дней после вступления в силу решения уполномоченного, при этом нужно заполучить оригинал этого решения. Таким образом, до последней инстанции удастся дойти только самым расторопным. Не совсем ясно также, как автовладелец сможет участвовать в процессе, если страховая компания обжалует решение уполномоченного, – вопрос о его выплате фактически будут решать без него, полагает Холодов.

Евгений Трухачев

Оригинал материала: http://fedpress.ru/article/2248242