Будет ли водитель сдавать тесты при обмене удостоверений - Федерация Автовладельцев России
 

Федерация Автовладельцев России

Мы за равенство и безопасность на дорогах

Будет ли водитель сдавать тесты при обмене удостоверений

25. января 2018 | Категория: ФАР в СМИ

В Госавтоинспекцию направлено удивительное предложение от Конгресса автошкол. Этот конгресс предложил при обмене водительских удостоверений по истечении срока их действия проверять водителей на знание Правил дорожного движения.

В ГАИ корреспонденту «РГ» сообщили, что пока не видели этого документа. Но напоминают, что такая идея ходит уже давно. Объясняется ее появление просто. Дело в том, что у нас права меняют раз в десять лет, а Правила дорожного движения меняются чуть ли не 20 раз в год. В итоге даже опытный профессиональный водитель не в силах разобраться в том, какая норма сейчас на дорогах действует, а какая нет и как себя вести в той или иной ситуации. Именно по этой причине участники третьего Конгресса автошкол обратили на это внимание.

Однако стоит учесть, что количество обмениваемых прав по истечении их срока давности заметно превышает количество вновь выдаваемых водительских удостоверений. В 2016 году впервые получили права чуть более двух миллионов человек. А обменяли их более 2,7 миллиона водителей. Если всех их направить на сдачу пусть даже простейшего теста, то все экзаменационные подразделения только ими и будут заниматься. Ведь сотрудников с трудом хватает на прием экзаменов у новичков.

Один из высокопоставленных сотрудников ГАИ задал корреспонденту «РГ» вопрос: вы видели хоть в одной стране мира, чтобы при обмене прав, у которых истекает срок, водителя заставляли сдавать экзамен? Есть такой международный опыт? — Нет.

В ГАИ считают, что у такой идеи нет перспективы.

В Ирландии, когда у водителя истекает срок действия прав, ему отправляют новый документ по почте

Источник в ГАИ также напомнил, что в Ирландии, когда у водителя истекает срок действия прав, ему отправляют новый документ по почте. То есть для обмена даже являться в полицию не нужно. Достаточно отправить по почте свою фотографию, а потом также по почте получить новое водительское удостоверение.

Другое дело, если речь идет о водителях, лишенных прав. Или о систематических нарушителях. Как это сделано в Германии. В таких ситуациях проверка знаний действующих Правил дорожного движения просто необходима. И без такой проверки водительские удостоверения выдавать таким людям опасно.

Татьяна Шутылева, Президент Межрегиональной ассоциации автошкол

Водитель каждый день сдает свой экзамен на дороге. Проезжая десятки перекрестков, светофоров, перестраиваясь, постоянно оценивая дорожную ситуацию и принимая необходимые решения за несколько секунд.

Попытка сделать из опытного водителя школьника ничем не обоснована. Зачем ему рисованные картинки с вопросами в экзаменационных билетах, к тому же не всегда корректно сформулированные? У нас до сих пор теоретический экзамен для получения водительского удостоверения на трамвай и троллейбус сдается по билетам для грузовиков и автобусов. А что касается злостных нарушителей, лишенных права управления за серьезные нарушения ПДД — они для возвращения водительского удостоверения обязаны сдать теоретический экзамен. Эта норма работает уже несколько лет.

https://rg.ru/2018/01/24/budet-li-voditel-sdavat-testy-pri-obmene-udostoverenij.html

Сейчас, как известно, водительские права выдаются на десять лет, и по истечении этого срока продлеваются автоматически, достаточно только принести медицинскую справку. А теперь уже опытным водителям со стажем предложили сдавать новый экзамен

Не успел премьер-министр утвердить Стратегию безопасности дорожного движения, в которой планируется довести к 2024 году число погибших в ДТП до 4 на 100 тысяч человек, а к 2030-му вообще покончить со смертностью на дорогах, как посыпались инициативы снизу. Так, III Конгресс автошкол направил в ГИБДД убедительное письмо, где предлагает ввести переэкзаменовку водителей при переоформлении водительского удостоверения.

Сейчас, как известно, права выдаются на десять лет и по истечении этого срока продлеваются чисто автоматически. Достаточно только принести медицинскую справку. А теперь уже опытным водителям со стажем как минимум десять лет предложили сдавать новый экзамен. Само по себе, быть может, это и не страшно, если ты десять лет водишь машину. Просмотришь вопросы, и сдать экзамен не составит труда. Зато бюрократическая волокита, очереди, потерянные часы жизни сотням тысяч людей будут обеспечены. За это автошколам большое отдельное спасибо.

К тому же, конечно, за новые экзамены придется платить особую пошлину. Не будет же государство финансировать такую масштабную процедуру. Но здесь ничего не поделать: бизнес есть бизнес, при малейшей возможности взять с нас дополнительные деньги он это сделает без особой печали…

Автошколы аргументируют свое предложение весьма своеобразно. Они утверждают, что в то время, когда нынешние водители сдавали на права, контроль был не таким жестким, как сейчас. Поэтому их надо проверить на знание нынешних правил. Каким образом новые правила связаны с тем стародавним контролем, никто так и не объяснил. Но это и вправду непростая задача. Подобной риторике наши автошколы не обучены. Они призваны научить нас машину водить, а не точку зрения свою аргументировать.

В ГИБДД, конечно же, сделали вид, что родную Госавтоинспекцию ничем нельзя удивить. Заместитель главы ведомства Владимир Кузин от оценок воздержался, но некоторую иронию скрывать не стал:

Мы работаем с этим документом. В обращениях есть и толковые предложения. Поэтому, естественно, мы рассмотрим их в установленном порядке. После этого предложения будут приняты или отклонены.

Кузина можно понять. Вдруг какому-нибудь вышестоящему начальнику инициатива автошкол придется по душе. Тогда хлопот не оберешься…

Ситуация и в самом деле почти классическая. То ли Гоголь вспоминается, то ли Салтыков-Щедрин. Когда-то унтер-офицерская вдова сама себя высекла, а теперь автошколы сами себе новый экзамен придумали.

Одновременно с экзаменом автошколы хотят внести изменения в правила контроля над медицинскими справками водителей. С января срок действия таких справок сокращен еще на год – до двух лет у любителей и до года у профессионалов. Однако на практике проверяют их только раз в десять лет – при замене прав.

А вдруг водитель стал хроническим алкоголиком за это время или у него диагностирована мания преследования — вот теперь и предлагается возить справку всегда с собой.

Это будет даже круче, чем в бассейне. В бассейне новую справку просят, как минимум, раз в год, но каждый раз приносить ее с собой не обязательно. А здесь все просто. Справка о здоровье – между водительским удостоверением и документами на машину. Не забудьте еще, пожалуйста, страховку с техосмотром. Но это пока еще сущая ерунда. Теперь же ведь необходимо иметь еще и фильм о том, как твоя машина проходила техосмотр. Инспектор может, если очень захочет, посмотреть его в сети, в специальной базе.

Но можно представить себе, что наступит день, и нам придется возить с собой флешку с такой записью, — это будет самое разумное решение. Никаких баз создавать не надо, чистая экономия для ГИБДД. А на флешку может раскошелиться каждый водитель.

Удивительно даже, что никаким доброхотам такая простая идея не пришла в голову. Так что пока придется возить с собой только страховку и справку…

Кстати, чиновник хоть и бывший, поддержавший инициативу автошкол, нашелся почти сразу. Им оказался экс-глава ГИБДД Владимир Федоров. Федоров вспомнил, что в СССР водители обязаны были подтверждать знания при замене прав, и что он лично эту инициативу поддерживает. А по поводу справок он даже развил идею. Чем старше водитель, тем чаще он должен проходить медкомиссию.

Резон в такой точке зрения, разумеется, есть. Чем старше человек, тем чаще вообще он должен ходить к врачам. К счастью, побеждает, кажется, все же противоположная точка зрения. Так, председатель Федерации автовладельцев Сергей Канаев никак не согласен с Федоровым. Он убежден, что те, кто безаварийно или с незначительными нарушениями ездят десять лет, и так знают правила. А вот серьезных нарушителей и людей, часто попадающих в аварии, можно направлять и на медкомиссию, и на переэкзаменовку. С них не убудет, да и нам спокойнее.

Еще резче и однозначнее высказался заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Бидонько:

Я против. Человек сдал на права, соответственно, он прошёл всё обучение, а значит, он подготовлен к тому, чтобы выезжать на дорогу. Каждый раз проводить переэкзаменовку, я считают, неправильно. Это будет ущемлять права автомобилистов.

…Итак, на сей раз можно спокойно отдышаться. Скорее всего, переэкзаменовки не будет. Но какая-то тревога все же остается. Что еще могут придумать наши неугомонные инициативные товарищи и «профессионалы»? Никто предсказать не возьмется.
https://tsargrad.tv/articles/proneslo-pri-zamene-prav-voditeljam-hoteli-ustroit-novyj-jekzamen_107103

Как это работает сейчас?

Водительское удостоверение выдается водителю сроком на 10 лет после того, как он успешно сдал теоретическую часть экзамена и продемонстрировал практические навыки на специально оборудованной площадке и в городе.

Для допуска к этим испытаниям начинающий автолюбитель также должен предоставить медицинскую справку специального образца. Она, в частности, подтверждает, что человек не страдает шизофренией, невротическими или психическими расстройствами, в том числе связанными с употреблением наркотиков или алкоголя, а также обладает хорошим зрением.

По истечении срока действия прав водитель может их заменить. Для этого ему придется оплатить госпошлину, а также предоставить новую медицинскую справку.

Пересдавать экзамен приходится, но только в случае, если права не истекли, а были отобраны у водителя за грубые нарушения ПДД.

Что именно предлагают изменить?

В первую очередь представители автошкол настаивают на введении обязательной переэкзаменовки по истечении срока действия прав. При этом речь идет только о проверке знания теории. Она представляет собой тест из 20 вопросов, ответить на которые необходимо в течение 20 минут. Допустить можно только две ошибки. За каждую из них экзаменуемый получает еще по пять дополнительных вопросов.

Второе изменение может коснуться медицинских справок. По мнению представителей Союза автошкол, водителей надо обязать всегда возить действующий документ с собой, а инспекторам ГИБДД разрешить проверять наличие справки.

Для чего это нужно?

В середине 2010-х в стране прошла реформа автошкол. Правила их работы были существенно изменены, ужесточилась также и процедура сдачи экзамена в ГИБДД. Это означает, что практически все водители, которые сегодня имеют право управлять автомобилем, сдавали экзамен еще до этих изменений. Значит, и требования к ним были менее строгими, говорят авторы инициативы.

Кроме того, за это время в ПДД внесли ряд изменений и даже те правила, которые остались неизменными, за 10 лет могли частично стереться из памяти водителей, подчеркивается в составленном ими документе.

С медсправкой ситуация еще более запутанная. За 10 лет, которые проходят между получением прав и их заменой, у водителя могут появиться серьезные проблемы со здоровьем, резко ухудшиться зрение, развиться психическое расстройство или алкоголизм, подчеркивают в автошколах, но отследить это невозможно. Дополнительную коллизию создает тот факт, что с января 2018-го срок действия самой справки был сокращен до года. Для чего это было сделано, если предъявлять справку приходится только один раз, — пока неясно.

Это уже реальность?

Ужесточить процедуру замены водительских прав предложили в отечественном Союзе автошкол. Правда, пока автолюбителям нововведений можно не опасаться — документ был передан на рассмотрение в ГИБДД. Теперь представители автоинспекции должны с ним ознакомиться и решить, давать ли ему ход. Когда именно это может случиться — неизвестно.

Что говорят в ГИБДД?

В самом ГИБДД над предложениями автошкол еще думают, но замглавы Госавтоинспекции Владимир Кузин уже рассказал «Известиям», что некоторые из них не лишены рационального зерна.

— Мы работаем с этим документом. В обращениях есть и толковые предложения. Поэтому, естественно, мы рассмотрим их в установленном порядке. После этого предложения будут приняты или отклонены, — отметил он.

Альтернативные предложения

Большинство участников дискуссии и сами выступили со встречными идеями. Например, глава Федерации автовладельцев Сергей Канаев считает, что водители должны проходить медкомиссию только после повторного грубого нарушения правил дорожного движения, например, выезда на встречную полосу или проезда на красный свет.

А бывший глава ГИБДД Владимир Фёдоров считает, что регулярность, с которой водитель проходит медкомиссию, должна зависеть от возраста: чем старше становится человек, тем чаще необходимо проверять его здоровье. И привел в пример Китай, где управление автотранспортом вообще запрещено для всех, кто старше 60 лет.
https://iz.ru/699689/evgeniia-priemskaia/borba-za-prava

В Госдуме считают излишней инициативу о пересдаче на права каждые пять лет

Союз автошкол предложил сдавать теоретический экзамен всем автовладельцам при переоформлении водительского удостоверения. Предложение уже направлено в ГИБДД, однако в Госдуме её не поддержали.

«Это абсолютно излишняя мера», — заявил «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по законодательству Вячеслав Лысаков.

Депутат заметил, что с помощью данной инициативы автошколы пытаются переложить ответственность за свои недоработки на плечи автолюбителей.

«Основная проблема аварийности на дорогах — слабая подготовка начинающих водителей. Устарели программы обучения, в автошколах слабая материально-техническая база», — сказал Вячеслав Лысаков.

По его словам, ещё одной проблемой является покупка прав.

«И в этом также очень часто оказываются замешаны недобросовестные сотрудники автошкол, которые вступают в сговор с сотрудниками ГИБДД», — заметил Лысаков.

«В стране около 50 миллионов автолюбителей. Если всем будет назначена переэкзаменовка, то школы сорвут неплохой куш, а ситуация на дорогах в лучшую сторону не изменится», — отметил депутат.

«Сейчас уже существует переэкзаменовка для тех, кого за грубые нарушения лишили прав», — рассказал председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Он добавил, что основным аргументом за проведение переэкзаменовки является большое количество изменений в ПДД.

«Но ведь меняют законодательство и в других сферах, и это совсем не означает, что все чиновники и сотрудники коммерческих структур, которых касаются изменения, должны проходить переэкзаменовку на профпригодность», — замечает Канаев.

Он также отметил, что статистикой не подтверждается, что водители с многолетним опытом совершают больше аварий.

«Поэтому в инициативе Союза автошкол я не вижу целесообразности, а вижу чисто коммерческий интерес», — подытожил Сергей Канаев.
https://www.pnp.ru/social/v-gosdume-schitayut-izlishney-iniciativu-o-peresdache-na-prava-kazhdye-pyat-let.html