Повышение цен на бензин связано со сговором нефтяных компаний - Федерация Автовладельцев России
 

Федерация Автовладельцев России

Мы за равенство и безопасность на дорогах

Повышение цен на бензин связано со сговором нефтяных компаний

16. ноября 2017 | Категория: ФАР в СМИ

Одной из самых обсуждаемых тем уходящей недели стал резкий рост цен на бензин в России. ФАС обвиняет в росте цен трейдеров, тогда как последние апеллируют к сократившимся поставкам бензина с НПЗ. Многие склоняются к мнению, что резко увеличилась привлекательность экспорта, теперь нефтепродукты выгоднее экспортировать, чем продавать в России. Также эксперты предполагают, что резкий рост мировых цен на нефть приводит к повышению цены на топливо в России. Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев высказал Агентству нефтегазовой информации свою точку зрения:

— Повышение цен на бензин связано с алчностью нефтедобывающих компаний. Более того, я считаю, что это картельный сговор, нефтяные компании ни разу не снижали цены на бензин, даже в то время, когда цена на нефть в мире падала. Обосновывали они это тем, что реализация топлива измеряется в рублях.

Я не согласен с мнением, что в стране дефицит топлива из-за ремонта на московском НПЗ. Это отговорка, ведь любой дефицит всегда приводит к удорожанию, и если так говорят, значит хотят на это списать. Для Генпрокуратуры было бы не проблемой навести порядок, чтобы цены не росли из-за дефицита.

Напомним, что 15 ноября в Госдуме одобрен проект о повышении акцизов на автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо с 1 января 2018 года. Это приведет к новому росту цен на автомобильное топливо.[1]

Неожиданное сокращение выпуска бензинов на Московском НПЗ «Газпром нефти» привело к крайне необычной ситуации, когда рекорды оптовой цены на бензин устанавливаются в середине ноября. Компания называет работы плановыми, ФАС обвиняет в росте цен трейдеров, тогда как последние апеллируют к сократившимся поставкам бензина с НПЗ.

Оптовые цены на бензин АИ-92 с 7 по 13 ноября выросли на 2,3%, до 42,85 тыс. руб. за тонну, на АИ-95 — на 1,7%, до 44,99 тыс. руб. за тонну, свидетельствуют данные биржи СПбМТСБ. Это рекордный уровень в этом году, что нехарактерно для сезонного российского рынка, на котором уже в октябре, как правило, наступает снижение оптовых цен. Однако только в понедельник цены выросли на 0,4% и 0,2% соответственно.

Причина такого нестандартного поведения рынка в неожиданной остановке одной из ключевых установок (каталитического крекинга) на Московском НПЗ «Газпром нефти» на прошлой неделе.

По словам собеседников “Ъ” на рынке и среди трейдеров, одновременно компания сократила отгрузки бензинов на рынок, а также начала скупать партии бензина на бирже.

Это совпало с ростом цен на нефть и, соответственно, экспортного паритета, из-за чего спрос резко вырос в ожидании повышения цен на внутреннем рынке.

«Газпром нефть» поясняет, что «в результате промышленного пробега (с мая по ноябрь) были выявлены новые возможности для повышения эффективности работы установки каталитического крекинга» и для «оптимизации технологического режима работа установки была планово приостановлена», ее работу планируется возобновить в середине ноября. Между тем, по данным “Ъ”, остановка не была включена в программу плановых ремонтов, утверждаемую Минэнерго, в компании это не стали комментировать. В пресс-службе заявили, что отгрузка топлива «осуществляется по графику», однако не сообщили числовых значений. По мнению собеседников “Ъ”, остановка каткрекинга привела к выбытию примерно 50 тыс. тонн бензина в неделю.

Один из источников “Ъ” сообщил также, что «Газпром нефть» ведет переговоры о закупке бензина у «Роснефти».

Начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин заявил, что причиной роста цен стала «реакция трейдеров» и что недостающие объемы будут перенаправлены с других НПЗ Центральной России, а также Омского НПЗ «Газпром нефти». При этом он упомянул, что трейдеры «Солид» и РУАН совершили по бензинам сделку по цене на 5 тыс. руб. выше рынка, что сейчас расследуется на предмет манипуляций и возможного разгона цен. Гендиректор «Солида» Илья Мороз заявил «Интерфаксу», что сделка была совершена из-за технической ошибки покупателя, выставившего заявку выше рынка, и в любом случае не должна учитываться в расчете индекса (отклонение от рыночной цены более 10%). Собеседник “Ъ” на рынке указал, что сделка всего на 300 тонн, так что не могла существенно повлиять на индекс.

Ситуация с сокращением предложения бензина из-за остановки каткрекинга на Московском НПЗ выгодна нефтяным компаниям, отмечает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». Из-за этой встряски на рынке производители могут гораздо быстрее реализовать эффект от роста мировых цен на нефть и нефтепродукты и, соответственно, экспортных цен на бензин, не дожидаясь фактического перенаправления бензина на экспорт. Другой собеседник “Ъ” отмечает, что игроки всегда остро реагируют на любые новости о функционировании МНПЗ, особенно сейчас, когда динамика цен на бензины очень отличается от исторической.[2]

Источники:
[1] angi.ru
[2] kommersant.ru