Движение по кругу приведено к единому правилу‍ - Федерация Автовладельцев России
 

Федерация Автовладельцев России

Мы за равенство и безопасность на дорогах

Движение по кругу приведено к единому правилу‍

9. ноября 2017 | Категория: ФАР в СМИ

В России вступили в силу новые правила движения автомобилей по круговому перекрестку. Теперь приоритет получают те машины, которые едут по кругу, а другие авто, которые въезжают на перекресток, должны уступить им дорогу.

Эксперты с воодушевлением восприняли изменение ПДД, практически единогласно заявляя, что подобные новшества позволят избежать серьезных аварий. Они отмечали, что сама кольцевая структура перекрестка значительно повышает безопасность проезда, что давно доказано статистикой ДТП.

Впрочем, действовать нововведения начали еще не везде. Так, власти Ярославля решили повременить с изменениями, поскольку считают, что в случае одномоментного изменения правил проезда перекрестков с круговым движением в городе может наступить транспортный коллапс.

Законопроект был разработан в МВД. Как заявляли в ведомстве, нововведения положительно скажутся не только на безопасности, но и на пропускной способности дорог, которая может возрасти на 30-40% благодаря единым правилам.

Действовавшие ранее нормы, как отмечалось, трактовались водителями неоднозначно, что не редко становилось причиной пробок и даже аварий.

В пресс-службе ГИБДД заявляли, что нововведения улучшат дорожную ситуации. Там особенно отмечали тот факт, что их реализации не потребует дополнительного финансирования из госбюджета.

Ранее сообщалось, что вице-премьер Игорь Шувалов дал распоряжение привести отечественные ПДД к европейским стандартам.

Эксперты выражали уверенности, что изменение приоритета движения автомобилей по кольцевым развязкам будет способствовать адаптации отечественных автолюбителей к европейским стандартам.

В тоже время в Федерации автовладельцев России назвали бессмысленными подобные изменения.

Утвержденные правительством нововведения стали одними из многих изменений в жизни автомобилистов за последнее время. В середине июля в ПДД также были внесены изменения, которые затронули пешеходов, велосипедистов, а также маршрутные транспортные средства. Помимо прочего в правила были введены термины «электромобиль» и «гибридный автомобиль». Новые правила определяют правила парковки этих транспортных средств.[1]

Теперь приоритет получают автомобилисты, которые движутся непосредственно по кругу, а остальные водители должны будут им уступать. Подобная практика действует почти во всех странах Старого Света

Идея создать единый стандарт проезда по кругу, сделав его приоритетным для тех, кто уже движется по нему, независимо от того, есть дорожные знаки или они отсутствуют на перекрестке, должна повысить безопасность на этих участках дорог.

До введения новшества действующие правила дорожного движения обязывали водителей, находящихся на перекрестке с круговым движением, при отсутствии знаков уступать дорогу тем, кто присоединяется к круговому движению, — работало правило «помехи справа». Преимущество перед въезжающими транспортными средствами они получали только в том случае, если были установлены соответствующие дорожные знаки — «Круговое движение» в сочетании со знаком «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено».

Это вносило дискомфорт, поскольку далеко не все перекрестки с круговым движением были оснащены знаками приоритета. Даже в черте одного города. Поэтому водители, особенно малоопытные, допускали ошибки при езде.

Нововведение серьезно ничего не поменяет

По мнению координатора аналитического агентства «ПромРейтинг» Антона Глухова, нововведение, закрепляющее на законодательном уровне с ноября 2017 года правило «кто на круге, тот и главный», серьезно ничего не поменяет.

— Так психологически уже давно ездит вся страна. Улучшения будут заметны в отдаленных населенных пунктах с приличным транзитным трафиком. То есть там, где ездят много обычных водителей, встречающих вдруг необычное круговое движение, — заметил Глухов в беседе с журналистом KazanFirst.

Он вспомнил, что в этом году перекрестку с круговым движением как изобретению исполняется 116 лет. Первый подобный участок дороги был спроектирован и построен в Париже вокруг Триумфальной арки в 1901 году. Новшество быстро распространилось по Западной Европе. В следующие 10-15 лет дороги, соединяющиеся кругом, появились в Лондоне, Нью-Йорке и других городах западного мира.

— Существует урбанистическая поговорка: круговое движение приносит пользу полезным обществам. Это означает примерно следующее: в странах, где на дорогах взаимоуважение и соблюдение правил, круговое движение увеличивает пропускную способность улично-дорожной сети, снижает количество и опасность ДТП, улучшает экологию, снижает уровень шума, позволяет эффективно объединять более четырех дорог в одном месте, — продолжает собеседник.

Как считает Антон Глухов, нововведение также снимет разночтение и в юридическом плане. Дело в том, что в ряде ситуаций при ДТП, случившемся на круге, до принятия поправок в законы виновным могли «назначить» именно «кругового». В суде адвокаты въезжающего на круговой перекресток автомобилиста доказывали отсутствие дорожных знаков и интерпретировали ситуацию как нерегулируемый перекресток, на котором, как известно, действует правило «помехи справа».

— Конечно, все это мелочи и глобального влияния на дорожное движение городов новые меры не окажут. С другой стороны, ПДД написаны кровью и из них каленым железом следует выжигать любую неоднозначность, — резюмировал Глухов.

Единый стандарт нужно было ввести давно

В том, что теперь появилось четкое определение того, кому принадлежит приоритет на круговом движении, нет ничего плохого. Наоборот — это существенно упростит прохождение таких перекрестков автомобильным потоком. И такой стандарт, единый и понятный для всех водителей, надо было ввести сразу.

— Это уберет путаницу при прохождении подобных перекрестков. Потому что во многих регионах проезд по кругу трактовался по-разному: где-то с приоритетом тех, кто уже находится на круговом движении, где-то — с приоритетом тех, кто въезжает на кольцо. Поэтому такой стандарт необходимо было ввести давно, — сказал региональный представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин.

Он отметил, что в Татарстане уже давно существует правило, при котором те водители, которые совершают маневр по кругу, имеют приоритет перед теми, кто только собирается въезжать на него. Таким образом, круговое движение имеет статус главной дороги, а примыкающие к нему проезды — статус второстепенной. Чтобы водителям было проще ориентироваться на таких перекрестках, установили дорожные знаки приоритета.

В ГИБДД по Татарстану рассказали, что принципиально ничего нового при проезде по перекресткам с круговым движением в республике не будет. Поэтому опасений на то, что новое правило может привести к увеличению ДТП, нет. Скорее наоборот — еще более закрепит право тех, кто уже движется по кольцу, быть в приоритете перед другими участниками движения.

Республика в числе первых и задолго до нововведения приняла решение сделать круговое движение главной дорогой на перекрестке. Другое дело — транзитный транспорт, который проходит через Татарстан в соседние регионы. Их водителям придется привыкнуть к новым для себя правилам.[2]

Согласно поправкам ПДД, вступившим в силу 8 ноября, у водителей появляется преимущество на кольцевых перекрестках. РБК Новосибирск поинтересовался у экспертов, как отразятся изменения на движении в Новосибирске

По мнению представителя Федерации автовладельцев России по Новосибирску Михаила Мезенцева, на начальном этапе изменения будут иметь негативный характер.

— В первую очередь из-за того, что многие просто не будут в курсе. Я не вижу какого-то массированного информационного освещения темы. Думаю, количество ДТП увеличатся, многие люди продолжат ездить так, как привыкли — будет неразбериха. Я много езжу по стране и не вижу каких-то значимых плюсов от приоритета кольца. Я замечаю, что люди подъезжают к такому перекрестку и долго стоят. А если водитель неопытный, стоять можно до бесконечности.

Секретарь Авто-Мото Ассоциации, общественник Алексей Носов не согласен с тем, что новые правила станут для Новосибирска проблемой, которая приведет к росту ДТП. «Скорее это принесет неудобства», — отметил он, объяснив, что на протяжении многих лет в Новосибирске кольца проезжали по принципу «помеха справа», и для абсолютного большинства водителей это стало нормой.

Директор автошколы «Новосибирский центр высшего водительского мастерства» Виктор Жигулин отметил, что изменение само по себе правильно, и в будущем оно уменьшит количество пробок. «Но на начально этапе будет хаос, — отметил он, — Это видно уже сейчас. Проезжал площадь Энергетиков, площадь Труда — там все забито, хотя в остальных местах свободно. А все потому, что народу не прояснили, как работает новое правило».

Жигулин рассказал, что часто возникает путаница со светофорами: ​«Кто-то едет по светофору, а кто-то заехал на круг и понимает, что у него преимущество». Об этом говорит и Мезенцев, отмечая, что не всегда понятно, к чему относится светофор около кругового перекрестка — к кольцу или к регулируемому пешеходному переходу.

В свою очередь директор МУП ПАТП-5 Валерий Ильенко заметил, что принцип приоритета на кольце работал во многих городах России и показал свою эффективность. «Я думаю, поправки правильные, теперь всем будет понятно, что кольцо — главное, это закон», — сказал Ильенко. С другой стороны, он согласился с мнением, что жители недостаточно информированы об изменениях, а знаки установлены еще не везде.

Каждому городу свое кольцо

Как рассказал Носов, по всему миру к кольцевым перекресткам разное отношение: «Власти всегда экспериментируют, потому что для водителей каждого города свойственны определенные привычки. В том числе и с учетом этого меняются ПДД», — сказал общественник. По мнению Носова, нужен индивидуальный подход для каждого города, а не централизованное изменение правил:

—У новосибирских водителей тоже есть свои привычки. Если говорить про кольцо, то каждый автовладелец будет смотреть направо. Это я вижу даже по себе, когда двигаюсь по кольцу и знаю, что оно главное, я все равно интуитивно смотрю направо, в ожидании появления автомобиля.

Знаки уже меняют

Как сообщает департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска, в городе есть 20 перекрестков с круговым движением. Из них 17 требуют изменения дорожных знаков. «В настоящее время работы выполнены на четырех кольцах: ул. Бориса Богаткова — ул. Доватора, площадь Кирова, площадь Сибиряков-Гвардейцев, кольцо 5-6 микрорайона», — сообщили в пресс-службе, отметив, что в связи изменениями могут появиться дорожные заторы.[3]

Правила дорожного движения снова меняются. Теперь речь идет о принципе проезда круговых перекрестков: если перед вами нет знака «Главная дорога», то надо подождать, пока проедут автомобили на круге. Нововведение вступает в силу с 8 ноября 2017 года.

Что меняется с юридической точки зрения

Вступает в силу постановление правительства РФ №1300 от 26 октября 2017 года.

Появляется новый пункт 13.11(1)
При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

Отменяется абзац пункта 13.9
В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.

Что такое уступить дорогу?

ПДД РФ гласит:

Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Что изменится на практике

В Москве — ничего
По данным московского Центра организации дорожного движения, в столице — 54 перекрестка с круговым движением. На 40 уже давно установлен приоритет для автомобилей, двигающихся на круге. Реализован он знаками «Главная дорогая», установленными на перекрестке, и знаками «Уступи дорогу», стоящими перед перекрестком. Остальные 14 пересечений имеют специальную организацию движения, например, главным сделан какой-то сектор круга. Там тоже ничего не изменится, потому что такая схема вводилась исходя из конкретных задач, которые нужно было решить в конкретном месте. Например, обеспечить приоритет проезда автобусов из одного района в другой через круг.

В Санкт-Петербурге — тоже ничего
В СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» “Ъ” сообщили: постановление правительства РФ №1300 не предполагает изменения в схемах организации дорожного движения города, но предполагает изменение трактовки правил в отношении равнозначных перекрестков с круговым движением. Таких объектов в Петербурге всего несколько штук. Никаких дополнительных знаков СПб ГКУ ДОДД устанавливать не будет и снимать существующие тоже не будет.

В Краснодаре — тоже ничего
Замдиректора департамента транспорта и организации дорожного движения Краснодара Владимир Архипов рассказал: «В дополнительных изменениях из-за новых ПДД в Краснодаре нет необходимости. Все перекрестки с круговым движением оборудованы знаками, регулирующими приоритет движения в каждом конкретном случае, на некоторых кольцах есть светофоры. То есть все указания, как проезжать каждый из таких перекрестков для водителей в Краснодаре, уже есть. Кроме того, организацию движения на каждом “кольце” мы рассматриваем в контексте всего движения в этом районе улично-дорожной сети, поэтому изменения если и будут вноситься в будущем, то связаны будут в первую очередь с необходимостью комплексного регулирования движения, а не только с конкретным проездом отдельного “кольца”».

В Ульяновске — почти ничего
Руководитель управления дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Ульяновска Игорь Бычков отметил, что на всех перекрестках с круговым движением установлен приоритет для автомобилей, находящихся на круге.

Исключением является только один перекресток — Пушкаревское кольцо. «Это очень сложный перекресток с очень интенсивным движением»,— пояснил господин Бычков.

К нему с каждой стороны подходит по три-четыре полосы прямого и столько же — обратного движения. Кроме того, через перекресток проходят трамвайные линии по разным направлениям, причем трамваи также движутся по кругу. Стоит отметить, что из-за сложности перекрестка на нем раньше нередко случались аварии и заторы, и город, в конечном итоге, пришел к оптимальному варианту, установив знак «Главная дорога» и светофор на проезжей части с наиболее напряженным движением (Московское шоссе).

Еще буквально неделю назад городские власти искали новое решение в связи с новыми ПДД, но сейчас, сообщил Игорь Бычков, оно уже найдено. «Схема движения движения по Пушкаревском кольце останется прежней, — заявил он. — Мы снимаем знак ‘круговое движение’, при этом остается знак с направлениями движения главной дороги».

Какие есть нюансы

Пункт 1.3 ПДД гласит: участники движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Важно смотреть на знаки и соблюдать прежде всего знаки. Они имеют приоритет.

И кто все это придумал

Принятый во многих западных странах стандарт — двигающийся по круговому перекрестку транспорт имеет приоритет. Еще в 2010 году начальник ГИБДД России Виктор Кирьянов (сейчас управляющий директор «Ростеха» по инфраструктурным проектам) предложил привести российские ПДД в соответствие с европейскими стандартами в части, касающейся проезда круга. Однако до фактической реализации инициатива не дошла.

В 2015–2016 годах идею с кругом готовил экспертный центр Probok.net — общественная организация, плотно занимающаяся вопросами организации дорожного движения. Глава центра Александр Шумский позже возглавил экспертную группу при правительственной комиссии по безопасности. В январе 2017 года господин Шумский выступил на заседании комиссии перед первым вице-премьером Игорем Шуваловым, где предложил проработать идею с приоритетом на круговом перекрестке. Господин Шувалов дал поручение проработать инициативу, о чем сообщал “Ъ”. ГИБДД идею поддержала, в итоге были подготовлены поправки к ПДД, в конце октября документ был подписан премьером Дмитрием Медведевым. Изменения в правила вносится постановлением правительства РФ, которое вступает в силу через семь дней после публикации, 8 ноября.[4]

Источник:
[1] wek.ru
[2] kazanfirst.ru
[3] nsk.rbc.ru
[4] kommersant.ru