Властелины кольца: в России внесли изменения в правила проезда перекрёстков с круговым движением - Федерация Автовладельцев России
 

Федерация Автовладельцев России

Мы за равенство и безопасность на дорогах

Властелины кольца: в России внесли изменения в правила проезда перекрёстков с круговым движением

31. октября 2017 | Категория: ФАР в СМИ

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об изменении ПДД на перекрёстках с круговым движением. Соответствующий документ опубликован на сайте российского кабинета министров. Согласно постановлению, теперь приоритет получают автомобилисты, которые движутся непосредственно по круговому перекрёстку, а остальные водители должны будут им уступать.

«При въезде на перекрёсток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрёстку», — отмечается в документе.

Как сообщается в пояснительной записке, подобная практика действует почти во всех странах Европы.

По словам Медведева, приоритет проезда перекрёстка с круговым движением позволяет увеличить пропускную способность улично-дорожной сети. «Схемы проезда перекрёстков с круговым движением разнятся от региона к региону, и даже в одном городе — от перекрёстка к перекрёстку», — отметил глава правительства.

Из-за этого возникают конфликтные ситуации, которых можно было бы избежать, если бы эти правила были едиными, считает российский премьер. Цель изменения правил, как подчёркивается в пояснительной записке, — повышение безопасности и улучшение организации дорожного движения на перекрёстках.

«Начнётся хаос»

Тем временем автомобильные эксперты разошлись во мнениях относительно пользы нововведений в ПДД. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что изменения в правилах кругового движения спровоцируют хаос на дорогах.

«Честно говоря, не вижу в этом необходимости. В Европе, действительно, давно действовало правило приоритета у тех, кто в круге. Но у нас есть другое правило: если нет знаков, то приоритет у тех, кто въезжает на круг — помеха справа. Водители привыкали к этому годами, десятилетиями. А сейчас начнётся хаос, потому что не все про это услышали, не все поняли. Одни будут ездить по старым правилам, другие — по новым. Начнутся заторы и будут довольно массовые ДТП», — сказал автоэксперт в разговоре с RT.

По его мнению, для предотвращения аварий и привыкания водителей к новым правилам, нужно установить на круг знак «Главная дорога», а перед въездом на круг — «Уступи дорогу».

«Разумные изменения»

В то же время вице-президент Движение автомобилистов России Леонид Ольшанский счёл изменения правил ПДД целесообразными.

«Это разумные изменения. Потому что движение по кругу — это основное движение и есть. А тот, кто из бокового проезда въезжает, — это, по моему убеждению, второстепенный проезд. Поэтому Дмитрий Анатольевич правильно сделал, что подписал», — сказал он в беседе с RT.

По его словам, необходимость привести в порядок данный аспект правил дорожного движения существовала давно.

«Необходимость возникала в том, чтобы систематизировать. Всё. В чём она? Из бокового переулка выезжаешь на широкую улицу — должен пропустить. Ты — второстепенный маленький переулок, а они — большая широкая улица. Едешь на красный свет, подожди тех, кто едет на зелёный. Всё. Все, кто имеет меньше прав, должны пропустить тех, кто имеет больше прав.
Мы все постепенно к этому привыкнем», — убеждён специалист.

Напомним, инициатива внести изменения в правила проезда перекрёстков с круговым движением принадлежит МВД России. Соответствующий проект постановления ведомство представило в августе текущего года.

За и против

По мнению министерства, нынешние нормы регулирования проезда создают неразбериху и провоцируют заторы и пробки на дорогах.

Стоит отметить, что действующие правила дорожного движения обязывают водителей, находящихся на перекрёстке с круговым движением, при отсутствии знаков уступать дорогу тем, кто присоединяется к круговому движению, по принципу помехи справа. Преимущество перед въезжающими транспортными средствами они получают только в том случае, если установлены соответствующие дорожные знаки — «Круговое движение» в сочетании со знаком «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено».

Тогда предложение об изменении норм ПДД поддержал первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

«Это нормальное решение, потому что у нас, к сожалению, в разных регионах, в разных городах даже одного региона по-разному организован проезд перекрёстка. <…> Это создаёт путаницу у водителей, нет уже наработанного стереотипа поведения, что, соответственно, иногда заканчивается дорожно-транспортным происшествием. Поэтому надо к единому знаменателю прийти», — приводит слова Лысакова РИА Новости.

В тоже время в Федерации автовладельцев России назвали бессмысленными подобные изменения.

«Это излишне, поскольку всё регламентируется знаками, которые стоят на каждом круговом перекрёстке: «Уступи дорогу» перед каждым круговым движением. Я не встречал ни одного кругового перекрёстка — ни в крупных населённых пунктах, ни в тех, которые за Уралом, — где не были бы установлены соответствующие знаки. Это всё равно что предложить отдать приоритет пешеходу на пешеходном переходе — он его и так де-факто имеет», — сказал в беседе с RT вице-президент организации Дмитрий Клевцов.

[1]

МОСКВА, 30 окт — РИА Новости. Автоэксперты, опрошенные РИА Новости, поддерживают установление приоритета для водителей, двигающихся по кругу, так как это позволит избежать серьезных аварий. В случае с нанесением диагональной разметки на сложных перекрестках встает вопрос о продуманной организации дорожного движения, полагают они.

Как отмечается в документе на сайте кабинета министров, на автомобильных дорогах России наиболее проблемные участки, на которых происходят ДТП и затруднено движение, — это перекрестки. Во многом такая ситуация обусловлена нарушением участниками движения пункта 13.2. правил, где запрещается выезд на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться и создать препятствие для двигающихся в поперечном направлении.

Согласно документу, цель принятого решения — повышение безопасности и улучшение организации дорожного движения на перекрестках.

Круг главный

«Что касается нормы, что круг главный, — это абсолютно нормальная тенденция. Вот такое единообразие позволит избежать серьезных аварий, потому что разница (при проезде перекрестков с круговым движением. — Прим. ред.) напрягала водителей. Кроме того, это соответствует европейской системе приоритетов», — сказал руководитель ФАР Сергей Канаев.

Это нововведение поддержал и координатор общества «Синие ведерки» (ОСВ) Петр Шкуматов.

«Внесли очень серьезное изменение, которое остановит путаницу при проезде перекрестков с круговым движением. Теперь по умолчанию круг всегда главный. Это абсолютно соответствует правилам проезда кругового движения в тех же самых странах Европы. Это хорошо», — отметил он.[2]

Ранее сообщалось, что замглавы правительства Игорь Шувалов распорядился приблизить ПДД к общеевропейским стандартам.

Эксперты убеждены, что изменение приоритета при движении автомобилей по участкам с круговым движением поможет российским водителям адаптироваться к европейским стандартам. В тоже время в

Федерации автовладельцев России назвали бессмысленными подобные изменения.[3]

Изменение очередности проезда круговых перекрестков описано в постановлении правительства № 1300 от 20 октября 2017 года. С сегодняшнего дня очередность проезда кругового движения определяется не правилом правой руки, а четкими указаниями ПДД: преимущество имеют машины, находящиеся на круге, если знаки не устанавливают иной порядок движения.

Инициатором этих изменений стал первый заместитель председателя Правительства Игорь Шувалов, отвечающий в России за вопросы безопасности дорожного движения. Чиновник неоднократно отмечал, что во всем мире более эффективным считается порядок, при котором круговая дорога является главной, поскольку в таком случае круг быстрее очищается от машин и не становится причиной пробки.

Постановлением правительства из пункта 13.9 ПДД, который регламентирует правила проезда нерегулируемых перекрестков, исключается абзац о преимуществе автомобилей, двигающихся по кругу в случае, если круговая дорога обозначена знаками в качестве главной. По действовавшим ранее правилам, находящийся на перекрестке водитель пользовался преимуществом только при наличии знака «Круговое движение» в сочетании со знаком «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено». Этот абзац был внесен в 2010 г., фактически дублировал другие пункты Правил и создавал еще больше путаницы на дорогах.

Теперь же круговое движение в ПДД упоминается только в пункте 13.11, который дополнен абзацем о преимуществе автомобилей, находящихся на круге: «При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку».

Стоит иметь в виду, что российский КоАП не содержит прямого штрафа за непредоставление преимущества другому автомобилю — пункты 12.17 и 12.18 кодекса описывают наказания в случае маршрутного транспорта, спецтранспорта и пешеходов. Однако наказать водителя можно в соответствии с пунктом 12.15 за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки на 500 рублей. Кроме того, при ДТП виноватым признают именно того, кто нарушил требования ПДД.[4]

Отметим, поправки к ПДД не означают, что на всех перекрестках России автоматически изменится схема движения. В Москве, к примеру, новые правила водители, скорее всего, вообще не почувствуют: в столице 54 круговых перекрестка, на 40 из них и так с помощью знаков установлено правило «на круге — главный». На 14 перекрестках применяются комбинированные варианты (например, главной сделана только часть круга), но и там ничего не изменится: конкретная схема движения, как правило, вводится ЦОДД для распределения транспортных потоков. «Регулировка круговых перекрестков зависит от интенсивности движения, от направлений,— пояснил “Ъ” руководитель центра Probok.net Александр Шумский.— Никто не заставляет регионы переводить круговое движение на единую схему повсеместно».

Минтранс, в свою очередь, уже опубликовал методические рекомендации (89 страниц) для регионов по «повышению эффективности» движения на круговых перекрестках. Правило по умолчанию должно дублироваться знаками «Главная дорога», «Уступи дорогу», «Круговое движение», «Объезд препятствия справа», «Направление движение», «Направление движение по полосам» и т. д. Не рекомендуется обустраивать круговые перекрестки, если более 25% потока транспорта составляют грузовики или автобусы (им сложно вписываться в поворот). Разница в скоростях движущегося по кругу и въезжающего на него транспорта не должна превышать 20%. Если трафик составляет более 200 машин в час, для правого поворота на круге понадобится отдельная полоса. Если на перекрестке есть светофор, могут применяться разные системы циклов, например «Зеленая турбина» (поочередный пропуск транспорта с заездов), «Классический» или «Смешанный».[5]

[1] russian.rt.com
[2] ria.ru
[3] wek.ru
[4] autonews.ru
[5] kommersant.ru