Федерация Автовладельцев России

Мы за равенство и безопасность на дорогах

Гость программы «События. 25-й час» — Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России

24. сентября 2012 | Категория: Автоновости, ФАР в СМИ

Смотреть на ТК «ТВЦ» http://www.tvc.ru/showSobytia25.aspx?id=aba3d284-9b89-418d-b7fa-84e5a19646bf

Илья Колосов: Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев сегодня наш собеседник. Сергей, добрый вечер!

Сергей Канаев: Добрый вечер!

Илья Колосов: Вы послушали заявление министра внутренних дел. И по интонации, и по содержанию, как оно Вам?

Сергей Канаев: Его призыв навести порядок – это понимание того, что порядка нет. С одной стороны, у нас есть административный регламент, который четко прописывает, в каких случаях может остановить инспектор ДПС водителя. Но с другой стороны, он отлично это понимает и говорит об этом открыто, что этого не делается. Если это понимание есть на уровне руководства, то выход может быть только один – инспектор ДПС может остановить водителя только в случае нарушения правил дорожного движения и никак иначе. Потому что все остальное, как мы видим, за многие годы и за ту практику, которая на сегодняшний момент существует, ничего не меняет на дорогах, и водитель все равно остается крайним.

Илья Колосов: А сейчас какова практика остановки? Вы говорите: есть некие регламенты, которые нарушаются. Сейчас инспектор в каком случае может остановить? Если просто хочет проверить документы, имеет право?

Сергей Канаев: Нет. Здесь еще получается такая ситуация, когда сами водители, не зная своих прав, позволяют инспектору вести себя, как говорит министр внутренних дел, так вальяжно на дороге. Ведь водители тоже в этом виноваты, они должны это понимать. Если Вас инспектор ГИБДД останавливает, я всегда говорю: во-первых, ведите себя очень спокойно, никогда не выходите из машины, возьмите мобильный телефон, как минимум, включите видеокамеру, а в другую руку возьмите водительское удостоверение и все документы, спросите у инспектора ГБДД: на каком основании остановлен мой автомобиль? Но только вот это уже нужно все писать на видеокамеру. Если вам инспектор ГИБДД говорит, что я решил проверить документы, ничего не нужно больше. Хотя бы эту видеокамеру перешлите к нам на адрес федерации, и мы уже обратимся по адресу, почему инспектор нарушает свой административный регламент. Но ведь этого же даже не делается. Поэтому покуда мы будем позволять, дальше будет твориться то же самое, что и сейчас.

Илья Колосов: Колокольцев сказал, что все, в этом вопросе нужно поставить жирную точку.

Сергей Канаев: Как? Знаете, обещать — не жениться. Разница огромная. Сказать, поставить жирную точку — легко.

Илья Колосов: Но если об этом говорит министр…

Сергей Канаев: Я даже не верю, что министр способен принять настолько волевое решение, где будет четко и понятно, что только в случае нарушения правил дорожного движения. Ведь на сегодняшний момент инспектор ГБДД, когда у него спрашиваешь причину остановки (я понимаю, не все, но 10 %), соображает быстро и говорит: у нас операция или у нас угон. Вы обязаны останавливаться. Но на сегодняшний момент это даже не все инспектора ДПС знают.

Илья Колосов: Теперь вторая тема, которая в ходе сегодняшнего Общественного совета затрагивалась, — это увеличение скоростного режима, повышение его. То есть на хороших дорогах, как сказал министр внутренних дел, там, где дорожное покрытие позволяет безопасно повысить скорость, это будет сделано.

Сергей Канаев: Мне нравится, как это сделано у наших ближайших соседей, братьев-украинцев. Все хорошо. Автомагистраль: крайне левая — ограничение до 130, вторая полоса — ограничение 110, две другие – 90, крайняя правая — для съезда и заезда, причем она отделена. Стоит видеокамера. И там понятно, что по этой полосе вы не можете ехать больше 60 км/ч. Ведь поймите, это разумность в любом вопросе. Мне кажется, если мы будем подходить так по отношению к нашим магистралям, то, наверное, и для автовладельцев будет существовать возможность.

Илья Колосов: Гипотетическая ситуация. Представим себе, что на одной из дорог сделали так же…

Сергей Канаев: МКАД?

Илья Колосов: МКАД или какая угодно вылетная магистраль. Левая — пожалуйста, езжайте быстро, а правая — для съезда и для выезда. И там совсем мало. Вы думаете, будут соблюдать? Потому что на какой магистрали не оказываешься, выехать на нее невозможно, потому что все хотят по правой объехать да с большей скоростью. Невозможно. На Украине люди соблюдают эти скоростные правила?

Сергей Канаев: Вы знаете, это очень удобно.

Илья Колосов: Я понимаю, что это удобно.

Сергей Канаев: Когда у нас постоянно говорят, что запрещают, ограничивают и т.д. и никак не заинтересовывают водителя, — это вызывает возмущение и вызывает конфликт среди автовладельцев. То есть один человек соблюдает правила дорожного движения, другой говорит: ты, наверное, лох что ли, какое соблюдение правил дорожного движения, надо ехать домой, в пробке стояли 3 часа. И начинается внутренний конфликт. Для этого нужно разделить. Как сказал министр внутренних дел – повесить камеры видеофиксации и фото. Никаких проблем – вешайте камеры, эти камеры будут фиксировать, как человек движется по каждой полосе. Вам нужно заплатить штраф 1500. Вам что тяжело выехать с крайней правой на крайнюю левую и ехать 130?

Илья Колосов: Давайте сейчас еще о чем поговорим. На совете об этом речь не шла, но я знаю, что в Госдуме сейчас некая инициатива проходит депутатскую экспертизу о том, что штраф надо повысить за то, что за рулем разговаривают по мобильному телефону. Давайте посмотрим сюжет на эту тему, после этого продолжим.

***

Красивые женщины вызывают приятные эмоции у мужчин всегда. Если этого не происходит, то либо с мужчинами что-то не так, либо красивая женщина едет за рулем и общается по мобильному телефону. Доводы мировой статистики, что женщины куда реже попадают в тяжелые аварии, что они обычно даже внимательнее водителей-мужчин, тщетны.

Но будем объективны: российские автолюбители-мужчины тоже совсем не прочь пообщаться за рулем по мобильнику.

И вроде бы в правилах все по этому поводу написано, и сотрудник автоинспекции, если увидит, то обязательно остановит, а вот дальше начинается сплошное торжество демократии. Инспектор ДПС, остановив болтающего по мобильному водителя, может ограничиться устным предупреждением, а может оштрафовать на целых 300 рублей.

И вот в нашей стране законодатели сразу нескольких регионов озаботились проблемой. Возможно, что уже в самом начале осенней сессии парламента, согласно решению депутатов Государственной Думы, разговор по мобильному за рулем будет стоить нарушителю 3000, а не исключено, что и 5000 рублей. И это в первый раз. Повторное нарушение может повлечь за собой лишение прав. Инициатива законодателей пока вызывает у сотрудников ГИБДД весьма сдержанный оптимизм.

Виктор Нилов, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ:
— Первое. Нужно иметь сегодня достаточно четкую фиксацию этого правонарушения, что не всегда удается зафиксировать. И второе. Вы слышали сегодня на Общественном совете: мы в большей степени обращаем внимание на те правонарушения, которые являются причиной серьезных происшествий.

Кстати, производители мобильных телефонов и автомобилей уже давно на стороне безопасности движения. Даже самый дешевый мобильник укомплектован сегодня специальной гарнитурой, позволяющей освободить руки водителя для других, более важных дел. А эффектные девицы, обычно передвигающиеся по дорогам на новом автомобиле, должны бы знать, что их железный конь тоже оборудован системой «свободные руки».
Так что, может, не будем ждать штрафов и начнем привыкать общаться по правилам? А то вдруг действительно появится такой закон, и инспекторы ДПС начнут вдруг замечать неправильность позы в автомобиле — одна рука на руле, а другая возле уха? Вдруг…

Сергей Агеев, Павел Винокуров. «ТВ Центр», Москва.

***

Илья Колосов: Сергей Канаев — гость нашей студии. Вы за то, чтобы повысить штрафы за это?

Сергей Канаев: Я не вижу причин и не вижу цели, которая бы была достигнута. То есть когда вы принимаете решение, вы должны понимать, каков будет результат. Ели мы говорим о том, что люди перестанут говорить по телефону из-за того, что боятся штрафа в 3000, мне кажется, это абсурд. Во-первых, это подтвердили люди, которые принимают такие инициативы, — это очень тяжело зафиксировать. Сначала надо зафиксировать на видео, после этого только можно предъявить человеку. Я знаю, что у нас практика судов, что у нас нет оснований доверять инспекторам ГБДД. Но тем не менее, мне кажется, что это порочная практика, и она должна уходить уже в лету. Должно быть что-то новое, именно видеофиксация. Второе. Понимаете, что когда мы говорим о том, что человек должен соблюдать правила дорожного движения, мы, наверное, должны его заинтересовать. Мы должны заинтересовать производителя выпускать мобильные телефоны, в которых есть громкая связь, людям говорить, как этим пользоваться. А вообще мне нравится подход французов. Вы понимаете, когда у нас говорят, что социальные ролики должны быть направлены на то, чтобы правильно переходить дорогу и т.д., у них, если вы знаете, ролики всегда показывают, что с вами произойдет, если вы не сделаете этого. Вы не пристегнули ремень, — 4 человек погибли. Вы разговаривали по телефону, вы пишете SMS, вы можете это показать это все наглядно. И я думаю, что такая социальная реклама, как раз должна пропагандировать соблюдение правил дорожного движения. Может быть, я идеалист, но мне кажется, другого пути нет. Потому что все эти ужесточения штрафов и последнее увеличение штрафов за парковки ничего не меняют. Ничего!

Илья Колосов: К сожалению, я это должен подтвердить. Масса примеров тому в Москве, где ничего не изменилось. Машины паркуются просто под знаком, всем тяжело проехать, рядом стоят гаишники, и ничего не меняется.

Сергей Канаев: И точно также на пешеходном переходе, точно также на тротуаре. Если мы какие-то инициативы вводим, мы должны понимать, что любые штрафы ведут к привыканию в течение 3-х месяцев. На Западе эксперты, я недавно вернулся из американского Центра безопасности дорожного движения, — они говорят о том, что когда вы принимаете ужесточение, вы должны понимать, что в течение 3-х месяцев вы за счет того, что пропагандируете соблюдение правил дорожного движения, должны изменить менталитет человек. У нас полное отсутствие, к чему мы все-таки повышаем штрафы.

Илья Колосов: Объяснений нет этому.

Сергей Канаев: Нет. Мы повышаем штрафы и надеемся, что одно только повышение штрафов приведет к изменению ситуации. Нет, уже доказали американцы, у которых с этим все в порядке. Да, тоже есть ДТП, тоже сложные ситуации как бы со смертями на дорогах, но они говорят, что это ничего не меняет. Я думаю, что в правилах дорожного движения не нужно изобретать свой собственный путь, а все-таки нужно брать лучшие опыты, которые уже существуют в мире.

Илья Колосов: Спасибо! Сергей Канаев, глава Федерации автовладельцев России был гостем эфира. Мы говорили о последних предложениях министра Колокольцева в первой части, а потом об опасности использования телефона за рулем.