Федерация Автовладельцев России

Мы за равенство и безопасность на дорогах

Топливному рынку грозит новый коллапс

22. июня 2011 | Категория: Автоновости

Минэнерго РФ подготовило изменения к техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», в которых предлагается запретить при производстве автобензинов использование добавок, содержащих ароматические амины, прежде всего, N-метиланилин. Официальным поводом стала инициатива общественной экологической организации «Зеленая волна», потребовавшей от властей ограничить использование автомобильных присадок на основе N-метиланилина из-за токсичности этого вещества. Согласно поправкам, к 2015 году производители бензинов должны полностью перейти с N-метиланилина на эфир метил-трет-бутиловый (МТБЭ). Однако ученые утверждают: до сих пор канцерогенных свойств N-метиланилина не выявлено. Участники отрасли видят в новой законодательной инициативе попытку лоббировать интересы компаний, занимающихся производством МТБЭ. В связи с тем, что количество последних довольно ограничено, их мощностей явно не хватит на удовлетворение потребностей всего рынка, что, в конечном счете, приведет дальнейшему росту цен на топливо.

ИНИЦИАТОРЫ

Согласно изменениям, подготовленным Министерством энергетики РФ к техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», применение ряда антидетонационных присадок, используемых для повышения октановых чисел моторных топлив при производстве автобензинов, будет ограничено. Прежде всего, речь идет об использовании присадок, содержащих ароматические амины (N-метиланилин): они не допускаются для производства автомобильных бензинов класса Евро 5. В свете того, что Россия, пока только перешедшая на Евро 3, но изо всех сил стремящаяся догнать западных партнеров, готовится перейти на Евро 5 уже в 2015 году, с этого времени нефтеперерабатывающим заводам придется полностью исключить из своего производства N-метиланилин и перейти на другую присадку – метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ).

Официально поддерживают позицию Минэнерго, а заодно и дали повод для принимаемых мер в общественной экологической организации «Зеленая волна». Именно представители этого объединения выступили с требованием: «ужесточить контроль за использованием антидетонаторов в принципе и ограничить использование автомобильных присадок, изготовленных на основе токсичных веществ, а также принять меры по улучшению качества применяющихся присадок». По мнению экологов «Зеленой волны», этот вопрос приобретает особую важность из-за перехода России на европейские стандарты качества бензина, экологические требования которых требуют снижения выбросов в выхлопных газах автомобильного транспорта СО в 2,3 раза, оксида углерода до 1,0 г/км и оксида азота до 0,08 г/км. На пути к этим экологическим нормам, по мнению специалистов «Зеленой волны», стоит нынешний формат производства бензина в России. «Решение данной проблемы осложняется тем, что при производстве большинства видов автомобильного топлива используется множество вредных для здоровья человека и состояния окружающей среды присадок», — говорят в организации. Первой в черном списке значится многофункциональная присадка монометиланилин (ММА), которая, позволяя снизить содержание канцерогенных и вредных выбросов в выхлопных газах автомобиля, является токсичной жидкостью, и относится ко 2 классу опасности. «Период восстановления экосистемы в случае малейшего несоблюдения техники безопасности при обращении с ММА оценивается в 30 лет.

В ПОИСКАХ УГРОЗЫ

Однако опасения экологов «Зеленой волны» не находят подтверждения ни среди независимых экспертов, ни среди участников отрасли. Как подчеркивают специалисты, ни в одном из евростандартов нет запретов на присадки с использованием N-метиланилина или на другие присадки с использованием аминов.

В свою очередь, Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти (ОАО «ВНИИ НП») при участии заинтересованных организаций и предприятий провел испытания автобензинов, содержащих N-метиланилин, на автомобильной технике, а также проверил свойства этого вещества — токсикологические, санитарно-гигиенические, онкологические и др. В результате проведенных исследований было установлено, что введение в бензин N-метиланилина не более 1,3% масс. не оказывает отрицательного влияния на показатели испаряемости бензина (фракционный состав и давление насыщенных паров), массовую долю серы, содержание механических примесей и воды, а также не повышает его вредность и экологическую опасность. Как отмечают ученые, эта концентрация, исключающая загрязнения деталей впускной системы и цилиндро-поршневой группы, была принята за предельно допустимую, при которой обеспечивается повышение октанового числа от 4 до 6 единиц.

В то время, как экологи «Зеленой волны» отнесли монометиланилин ко 2-ому классу опасности (самым опасным считается первый класс), в официально санитарно-эпидемиологическом заключении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека добавки, содержащие N-метиланилин, отнесены к 3–ему (умеренно опасные) и 4-ому (малоопасные) классам опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76. Для сведения, пищевая лимонная кислота относится к 3-ему классу опасности.

Как подчеркивают в ВНИИ НП, применение N-метиланилина позволяет не только повысить детонационную стойкость бензинов, но и уменьшить содержание ароматических углеводородов до требований технического регламента. Введение в состав бензина 1,3% добавки АДА (N-метиланилина) позволяет заменить 15-17% ароматических и олефиновых углеводородов, что скажется не только на лучшей работе двигателя, но и улучшатся экологические характеристики бензина.

Что касается экологических показателей топлив, за которые так борются в «Зеленой волне» и Минэнерго, то ученые подчеркивают: на токсичность отработанных газов автомобиля оказывает влияние не только химический состав топлива и его качество, но и ряд других факторов: организация дорожного движения, техническое состояние автомобиля, качество смазочных материалов и т.д.

В центре лабораторного анализа и технических измерений по центральному федеральному округу (филиал ЦЛАТИ) были проведены сравнительные исследования отработавших газов в соответствии с ГОСТ 52033-2003 на автомобиле ВАЗ 21074, заправленном бензином АИ-92 без добавки и бензином с добавкой, содержащей 1,3% АДА (N-метиланилин) и 2,7% кислородсодержащих соединений. Сравнительные исследования показали снижение выбросов оксида углерода на малых оборотах коленчатого вала более чем в 5 раз, а на повышенных оборотах в 2 раза.

Таким образом, применение антидетонационных добавок на основе N-метиланилина с кислородсодержащими соединениями позволит обеспечить выполнение жестких стандартов по лимитированию выбросов оксида углерода в атмосферу, образующихся в результате неполного сгорания углерода в моторном топливе.

Подвести итоги проверки на токсичность монометиланилина можно словами заведующего кафедрой химической технологии основного органического и нефтеперерабатывающего синтеза Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева Валерия Швеца. По его мнению, вопрос исключения из производства бензина N-метиланилина не имеет напрямую отношения к токсичности этого вещества. Скорее, речь идет о коммерческой составляющей. «При коммерческий необходимости неожиданно становятся вредными вещества, о вредных свойствах которых до этого было неизвестно», — говорит эксперт.

В качестве альтернативы N-метиланилину авторы запрета предлагают МТБЭ, широко применявшийся до недавнего времени в США и других странах. Причиной прекращения использования его стала проблема чистой воды: в США МТБЭ запретили из-за вызываемого им загрязнения питьевой воды. Кроме того, было выявлено, что МТБЭ может вызывать около 20 различных нарушения в организме человека. Несмотря на все вышеперечисленные «достоинства», Минэнерго планирует с 2015 года исключить из производства бензина N-метиланилин и заменить его на МТБЭ.

ОТКУДА ВЕТЕР ДУЕТ

Настойчивость Минэнерго в переводе россйиского рынка на МТБЭ эксперты объясняют лоббированием интересов узкого круга компаний, которые производят эту присадку. Крупнейшим игроком в этом сегменте рынка является компания СИБУР, которая в апреле 2011 года впервые в России вывела на биржу МТБЭ. На Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса была совершена биржевая сделка по продаже 720 т произведенных нефтехимическим холдингом МТБЭ.

По сведениям осведомленного источника, пожелавшего остаться неназванным, новый законопроект и его поддержка в Минэнерго объясняются ничем иным, кроме как лоббированием интересов СИБУРа. Свою роль, уверен источник, играет и родственность кадрового состава двух структур. Напомним, Петр Дегтярев, сейчас состоящий на должности директора департамента переработки нефти и газа Министерства энергетики РФ, и занимающийся претворением в жизнь законодательной инциативы Минэнерго, ранее являлся вице-президентом СИБУРа.

Между тем российские специалисты предупреждают: сил того количества производителей МТБЭ, которые есть в России сейчас, не хватит для удовлетворения нужд всех участников рынка. Дефицит, в конечном счете, спровоцирует рост цен на бензин.

ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Сами производители топлива считают, что снижение благодаря новым поправкам в техрегламенте барьера использования монометиланилина до 1% обусловлено тем, что этой норме следует подавляющее большинство крупных изготовителей. По мнению специалистов ТНК-ВР, этой мерой государство хочет обязать небольшие НПЗ соблюдать это правило. Желание привести к общему знаменателю, заданному крупнейшими производителями, небольшие НПЗ, а в перспективе, когда в 2015 году производителям автобензинов придется совсем отказаться от использования N-метиланилина при переходе на Евро 5, грозит печальными результатами.

Напомним, что в настоящие время в России наблюдается постепенное повышение спроса на высокооктановые бензины. Однако в свете введение нового технического регламента и планируемого перехода на Евро 4 и Евро 5 потребность в высооктановых бензинов резко возрастет. Производителей обяжут продавать высокооктановый бензин, однако подобная модернизация является трудноосуществимой для большинства НПЗ. Как констатируют эксперты, ряд отечественных НПЗ были спроектированы и построены с целью выпуска бензинов А-72 и А-76, поэтому производство экологически чистых высокооктановых бензинов станет для них сложной проблемой.

Как поясняют специалисты, одним из важнейших шагов для повышения качества нефтепродуктов и доведения их до принятых экологических стандартов является повышение октанового числа. Оно возможно двумя способами: увеличением выработки высокооктановых фракций и использованием альтернативных добавок – антидетонаторов.

НПЗ, располагающие достаточным количеством средств, выбрали первый путь, требующий инвестиций в модернизацию или на строительство новых установок каталитического крекинга, изомеризации, алкилирования и др. Однако из-за отсутствия капиталовложений большинство НПЗ пошло путем применения октаноповышающих добавок: N-метиланилина и МТБЭ.

Новый техрегламент рискует серьезно ударить по деятельности именно мелких НПЗ, доля которых на рынке, по оценкам Федерации автомобилистов России (ФАР), составляет около 30%. По мнению президента ФАР Сергея Канаева, принятие новых поправок является лоббированием интересов крупных нефтяных компаний. Оно направлено против мелких нефтеперерабатывающих заводов, намного активнее использующих при производстве N-метиланилин, нежели их более крупные конкуренты.
Именно поэтому необходимость принятия новых поправок, по мнению Сергея Канаева, объясняется не срочным следованием экологическим нормам на пути к переходу на Евро 5, а интересами крупнейших нефтяных компаний в борьбе с более мелкими конкурентами на российском рынке.

Результат этих усилий обещает быть плачевным. На фоне уже разразившегося в конце апреля в России топливного кризиса сокращение количества производителей еще серьезнее ударит по кошельку потребителя. Напомним, что в качестве одной из причин топливного коллапса является введение с 2011 года более жестких требований к бензину на уровне «Евро-3» — как говорят аналитики, некоторые нефтяные компании не успели модернизировать НПЗ и оказались не готовы к производству высококачественного бензина. Запрещенный к реализации в РФ бензин «Евро-2» пошел на экспорт — в первом квартале 2011 года экспорт бензина вырос на 50%. Все эти факторы привели к тому, что на рынке появился дефицит предложения на фоне зафиксированных цен: напомним, что в феврале 2011 года премьер-министр Владимир Путин потребовал у крупных нефтяных компаний снизить цены на заправках.

На данный момент меры правительства, предписавшего российским нефтеперерабатывающим компаниям временно прекратить поставки за границу автомобильного топлива, не дали особых результатов. Цены на бензин по-прежнему растут.

Специалисты уверены: принятие новых поправок вряд ли улучшит ситуацию в долгосрочной перспективе. Полученное как следствие сокращение количества мелких НПЗ приведет к росту цен на 5-7%, а то и на все 15%, говорит Канаев.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Участники рынка убеждены: при составлении плана правительство должно опираться на опыт ученых, а также исходить из возможностей самой отрасли. Специалисты уверены: власти должны учитывать, готовы ли производители перейти на новые стандарты Евро. Ведь модернизация производства требует как дополнительных средств, так и времени.

Отсутствие достаточных мощностей для спроса на МТБЭ, который после запрета N-метиланилина вырастет в разы среди участников рынка может привести к тому, что желание Минэнерго поддержать производителей МТБЭ обернется еще одним топливным кризисом.


Источник: TIMESru.com

Метки: