Федерация Автовладельцев России

Мы за равенство и безопасность на дорогах

Депутаты хотят смягчить наказание за встречную полосу

28. января 2016 | Категория: ФАР в СМИ

KVR_000203_00119_2_t218_000456

В Госдуме обсуждают смягчение наказания для водителей за выезд на встречную полосу. Сейчас за это можно лишиться прав, псковские законодатели предлагают ограничиться штрафом в 5–10 тыс. руб. Водители, объясняют авторы инициативы, часто оказываются на встречке непреднамеренно, например из-за противоречий между дорожными знаками и разметкой. В Госдуме и ГИБДД идею не поддерживают.

Псковское областное собрание депутатов внесло в Госдуму поправки к ст. 12.15 и ст. 12.16 КоАП. Сегодня за выезд на встречную полосу или трамвайные пути для обгона других машин, а также за въезд на дорогу с односторонним движением суд может оштрафовать водителя на 5 тыс. руб. или лишить прав на срок до полугода. В случае повторного, в течение года, нарушения применяется лишение прав на срок до года. Псковские парламентарии предложили смягчить наказание: в первый раз применять только штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Депутаты говорят, что проанализировали «сложившуюся ситуацию»: на дорогах регулярно встречаются противоречия между дорожными знаками и разметкой (либо разметка вовсе отсутствует), в результате водители путаются и нарушают ПДД. «Изменения призваны существенно снизить коррупционную составляющую при принятии решений о применении мер ответственности и защитить водителей, которые нарушили правила впервые»,— отмечают депутаты Псковской облдумы. Санкция за повторный выезд на встречку остается без изменений.

Споры о выезде на встречную полосу и наказании водителей ведутся между ГИБДД, депутатами и автомобилистами последние десять лет. До 2007 года судьям позволялось выбирать наказание: штраф или лишение. Затем, по настоянию Госавтоинспекции, оставили только лишение. В 2013 году Госдума снова вернула в качестве альтернативы штраф, при этом ГИБДД выступала против, поскольку выезд на встречку является нарушением с очень тяжелыми последствиями.

«Мы в 2013 году специально ввели вилку, чтобы суды могли на первый раз ограничиваться штрафом, что активно используется на практике,— пояснил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— Смягчать санкцию не нужно, Госдума это вряд ли поддержит». Так, по данным Верховного суда РФ, в первом полугодии 2012 года за встречку прав лишили 85,7 тыс. человек. После смягчения наказания в первой половине 2013 года из 80 тыс. нарушителей 65 тыс. отделались штрафом, в первой половине 2015 года из 98,2 тыс. выехавших на встречку оштрафованы были уже 87,2 тыс. Таким образом, с каждым годом суды все чаще выбирают штраф, а не лишение. При этом у судьи должно быть право определять наказание с учетом всех обстоятельств, говорит господин Лысаков. Например, если водитель впервые выехал на встречку, а до этого 50 раз нарушил скоростной режим, его надо лишать удостоверения, считает депутат. В ГИБДД также скептически отнеслись к инициативе псковских законодателей: «Должны быть очень серьезные аргументы в пользу этого предложения».

«Победить коррупцию законопроект не поможет,— считает лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.— Главная проблема кроется в судебной системе. Суды всегда доверяют показаниям инспектора ГИБДД. Водитель не может самостоятельно доказать свою невиновность, даже если разметки и знаков не было вовсе. Если бы такая возможность была, я бы, напротив, выступал за ужесточение наказания за встречку».

Иван Буранов

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2900992