Не для всех обязательное ОСАГО - Федерация Автовладельцев России
 

Федерация Автовладельцев России

Мы за равенство и безопасность на дорогах

Не для всех обязательное ОСАГО

9. сентября 2015 | Категория: Материалы ФАР, Тема дня

Поддельных полисов ОСАГО в стране стало больше на 20% — это данные ГИБДД. Масштаб бедствия в «натуральном выражении» — на подлог пошли не тысячи, не десятки тысяч, а миллионы водителей. У этого, во-первых, есть причина, а во-вторых, разорительная перспектива для честных автовладельцев.

Если о причинах, то свой взгляд на нее навязывает президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. Комментируя цифру сокращение количества заключенных договоров «автогражданки» за первое полугодие — на 380 тыс. полисов, он утверждает: эта тенденция отвечает общему состоянию экономического спада в стране, а конкретнее — 37-процентному обрушению на рынке продаж новых автомобилей.

Однако, это все та же полуправда, которой страховщики обычно обрабатывают общественное сознание.

Спад есть, но он не достиг нуля роста продаж и тем более не минусовых значений. По данным Комитета европейских автопроизводителей (АЕБ), за январь-июнь 2015 г. автопарк страны вырос почти на 800 тыс. новых машин, а ни одно авто без полиса ОСАГО из автосалона не выезжает. Сопоставимые величины продаж дает вторичный рынок, и здесь также каждая машина требует договора гражданского страхования. То есть, в сумме российский автопарк увеличился за полугодие на 1,5 млн. единиц. В то же время, по статистике РСА, договоров страховой автоответственности заключено меньше на 380 тысяч.

Простая арифметика дает результат: минимум 1,9 млн. водителей или вовсе не купили страховки, или задешево приобрели фальсификат. Второе — скорее всего: чтобы каждый раз за неимение полиса не нарываться на штрафы до 800 руб.

Утверждение главы РСА о воздействии спада авторынка на сокращение продаж полисов ОСАГО убедительно опровергают и другие цифры. За прошлый, сравнительно благополучный год автопарк РФ возрос — на 5%. А продано было полисов на 0,3% меньше, чем в предыдущем. Не вызывает сомнений: ОСАГОвский обвал обусловил не спад в макроэкономике, а другая причина — прошедшее в прошлом октябре удорожание полисов почти на треть.

Когда же стало известно, что Банк России собирается вторично, до удвоения повысить цены на ОСАГО в апреле, Федерация автовладельцев России прогнозировала, что это вызовет протесты автомобилистов — если не в форме публичных выступлений, то массовым уходом в «серый» рынок поддельных полисов. ФАР призывала Центробанк, правительственные органы установить мораторий на рост тарифов до конца 15-го года, и только после анализа результатов обязательного автострахования принимать решение о повторном повышении цен.

Предложение ФАР проигнорировали, и вот прогноз, к сожалению, подтвердился. По данным ГИБДД, 20% находящихся на руках полисов ОСАГО — фальшивые. Но надо иметь ввиду, что эта цифра выведена на основании обнаруженных подделок при ДТП, а сколько их на самом деле, остается предполагать.

Или вывести аналитическим путем. Парк автомобилей в стране в 2014 г. включал 55,7 млн. транспортных средств (коль скоро это количество фигурирует в отчете РСА, надо понимать, все они входят в зону интересов автостраховщиков), тогда как количество заключенных договоров ОСАГО составляло 42,6 млн. ед. То есть свыше 13 млн. автовладельцев ОСАГО не купили. Но как-то же они выезжают на дороги! Значит, с полисами-фальшивками. А с учетом роста автопарка и одновременным сокращением продаж полисов в 2015 году — и того больше.

При обнародовании данных рынка эту арифметику автостраховщики умалчивают. Но обращает внимание направленность их комментариев статистики. Руководитель РСА заостряет внимание на некотором росте выплат при возмещении ущерба после страховых случаев и предупреждает, что эта величина еще будет расти, а подскочит в 2016 году.

Это ни что иное, как предварительная обработка общественного сознания — подспудная подготовка автовладельцев к очередному повышению цен на страхование гражданской автоответственности. Заметьте, для добросовестных автовладельцев. И время выбрано не случайно: по закону, тарифы на ОСАГО разрешено поднимать раз в полгода. После предыдущего подорожания в апреле в следующий раз тарифы можно будет менять уже в октябре.

Федерация автовладельцев России готовит обращения к Банку России и ключевым членам правительства, курирующим вопросы страхового рынка, с предложением не повышать тарифы на ОСАГО, как минимум, до подведения итогов в 2015 году и анализа результатов.

«В свете ФАР»