Обращение председателю правительства РФ по наличию монометиланилина - Федерация Автовладельцев России
 

Федерация Автовладельцев России

Мы за равенство и безопасность на дорогах

Обращение председателю правительства РФ по наличию монометиланилина

2. июля 2015 | Категория: Заявление, Материалы ФАР

Председателю правительства РФ Медведеву Д.А.,
копии: Заместителю председателя правительства, руководителю ТЭК Дворковичу А.В.,
 Министерство здравоохранения, Скворцовой В.И.,
Министерство экономического развития, Улюкаеву А.В.,
Министерство энергетики, Новаку А.В.,
Министерство промышленности и торговли, Мантурову Д.В.,
Министерство природных ресурсов и экологии, Донскому С.Е.,
Генеральную прокуратуру,
Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии

С начала 2016 г. года вступает запрет на оборот в РФ автомобильного топлива ниже стандарта Евро-5. Он вводится на основании Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011). Согласно Регламенту, в бензинах Евро-5 не должно быть компонента монометиланилина (ММА) или N-метиланилина — высокотоксичного вещества, крайне вредного для природы и здоровья людей.

Представляя автомобилистов страны, ФАР отдает должное государству: с 2011 г. последовательно ужесточаются нормы включений вредных примесей в автобензинах, обеспечен переход от стандарта Евро-2 до Евро-4, благодаря этому в 10 раз снижено содержание в горючем серы, в 5 раз — бензола. Введены нормы на ароматические и олефиновые углеводороды, а также оксигенаты. Это помогло ощутимо улучшить, особенно в городах, экологическую обстановку, снизить риски заболеваемости. Однако вызывает обеспокоенность развитие ситуации по снятию запрета применения монометиланилина, относящегося к классу ароматических аминов, представители которого признаны канцерогенными веществами группы 1 по версии всемирного агентства по изучению рака ВОЗ. По этой причине целый ряд стран с высокой степенью автомобилизации давно их не применяет.

В последнее время в СМИ все чаще проходят выступления, склоняющие к отмене не вещества, а запрета, наложенного на его использование. Основание — ММА якобы не представляет угрозы. Системность, с которой появляются подобные публикации, считаем кампанией лоббирования вещества с доказанными ядовитыми свойствами в пользу «серой» части бизнеса нефтепереработки.

Обращает внимание, что во всех случаях защитники ММА пользуются двояко трактуемыми сведениями, неподтвержденными утверждениями, доходит до того, что эти защитники злоупотребляют патриотическими чувствами россиян. Утверждают, что снятие запрета на ММА станет продолжением актуальной в настоящий момент программы импортозамещения. Это разговор о веществе, квалифицированном как яд второй категории опасности. Снятие же запрета не может быть акцией импортозамещения, поскольку производство автотоплива в РФ давно российское во всех составляющих. Более того, именно в ММА эксперты видят угрозу добросовестным участникам национального рынка розничных продаж качественного автотоплива. Для недобросовестных владельцев мелких сетей АЗС и нефтебаз, не входящих в ВИНКи, ММА останется востребованным продуктом для простейшего способа повышения октанового числа топлива.

Нельзя не вспомнить недавнее выступление Президента РФ В.В. Путина, заявившего о необходимости повысить качество автомобильного топлива. В ходе исполнения его поручений о проверке нарушений на рынке бензина Генеральная прокуратура России неоднократно установила связь низкого качества топлива с превышением содержания ММА в бензине.

То, что ситуация на рынке складывается неблагоприятной, нашло подтверждение в рейдах активистов Федерации автовладельцев России, проведенных, в том числе, в июне 2015 года в ряде регионов страны — Поволжье, Приуралье и Урале, в Санкт-Петербурге, Москве, Московской, Ленинградской, Ивановской, Ярославской и других областях. Анализ около 3 тыс. проб бензина, взятых на АЗС различной принадлежности, показал, что нерегламентные включения в автотопливе содержатся примерно в 40 и выше процентах проб. В аккредитованной лаборатории проведены также целенаправленные анализы на содержание N-метиланилина. В том числе, найдено 5-кратное превышение содержание вещества. Это свидетельство того, что владельцы «серых» автозаправок и мелких перегонных заводов-«самоваров» масштабно злоупотребляют применением ММА, добиваются легкой прибыли, жертвуя здоровьем людей и во вред окружающей среде. Связь ММА и рынка «серого», «забодяженного» топлива – доказанный факт.

Приверженцы ММА, говоря о последствиях запрета вещества, пугают неизбежным дефицитом бензина в стране, удорожанием топлива до 40 руб./л и выше, тогда как руководители НПЗ и представители ФАС неоднократно заверяли и подтверждали делом, что дефицита автобензинов быть не может в силу развитости производства, а рост цен синхронизирован с инфляцией.

Обращает внимание: инициаторы полемики навязывают вопросы технические, якобы социальные, коммерческие, сводят рассуждения к теме воздействия ММА на системы автомобилей… Тем самым уводят обсуждение от ключевой темы. Ведь поводом к запрету вещества послужило его губительное воздействие на природу и здоровье человека. Заметим, что степень вреда ММА для людей не до конца исследована, но исследователям понятна общая угроза: монометиланилин губит здоровье тех, кто находится в постоянном контакте с горючим с ММА-включением, то есть водителям, мужчинам и женщинам. Не меньший вред детям: в силу физических характеристик, испарения ММА скапливаются слоем над грунтом на высоте около 60 см. В «Аварийной карточке системы информации об опасности» N-метиланилина указывается: «Кровяной и нервный яд. Вызывает отравление при вдыхании паров или всасывании через неповрежденную кожу <…> При остром отравлении вызывает слабость, головокружение, головную боль, нарушение координации движения, тошноту, рвоту, одышку, синюшность слизистых оболочек, пальцев и ушных раковин, посинение губ, ногтей, дерматиты, экзему». В графе «Экологические показатели»: «Загрязняет атмосферный воздух, оказывает вредное воздействие на санитарный режим водоемов, губительно воздействует на обитателей водоемов, приводит к деградации почв и угнетению растительного покрова».

Наш консультант А.Г. Дедов, член-корреспондент РАН, профессор, заведующий профильной кафедрой Российского университета нефти и газа им. Губкина убежден, что решение заменить N-метиланилин в составе автомобильного топлива на более безвредное вещество правомерно, требование Технического регламента должно быть безусловно выполнено.

Последняя же лоббистская атака за снятие запрета на ММА не может не вызвать обеспокоенность: полуподпольный бензиновый бизнес замахнулся на то, чтобы все вернуть к худшему. Кроме того, нам известно, что на «сером» рынке разрабатываются новые виды присадок на базе ароматических аминов, то есть все того же ММА, формально не запрещенные.

От имени российских водителей призываем Вас проявить мудрость и принципиальность при рассмотрении затронутой проблемы, а также рассмотреть расширение запрета не только на ММА, но и другие октаноповышающие присадки с применением ароматических аминов.

С.В. Канаев,
руководитель Федерации автовладельцев России